Главная » Вместе на дистанте! » Развиваем речь вместе

Учимся перессказу

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Предложите ребенку помечтать о майских теплых деньках, когда всюду зазолотятся одуванчики… Рассмотрите картинку : Если бы ты был художником и нарисовал бы такую картину, как бы ее назвал? Желтое поле, одуванчиковое море… А вот писатель Михаил Пришвин назвал бы «золотой луг», кстати у него есть такой рассказ. Художники пишут красками, а писатели описывают красоту словами.

Мы сейчас его с тобой прочитаем и перескажем.

Перед чтением рассказа следует объяснить детям незнакомые слова.

Словарная работа.

В рассказе встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг» (Можно распечатать )

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-твоему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

После ответов на вопросы можно сделать паузу- дыхательное упражнение «Сдуй одуванчик»-

Положить кусочек ваты на ладонь и сдунуть, как можно дальше. Можно посоревноваться, кто дальше сдунет! Ну что ж, отдохнули? А теперь приступим к пересказу. Напомним кратко о содержании с помощью наводящих вопросов:

О чем говорилось в начале? (о забавах с одуванчиками)Потом ? (открытие-золотой и зеленый луг)Какой конец?(одуванчики- с амые интересные цветы) Как здорово ты запомнил(а)! давай позвоним бабушке и ты расскажешь ей, чтобы у нее стало хорошее настроение!

   

Сборник рассказов Пришвина 

Речевое развитие. Чтение рассказа М. Михайлова «Лесные хоромы»

Создать условия для развития умений: слушать читаемый текст, определять тему и жанр, сравнивать народные и авторские сказки с похожими сюжетами, правильно называть произведение.

Учебный материал: сказка М. Михайлова «Лесные хоромы», иллюстрации, несколько листов бумаги, цветные карандаши(мелки, фломастеры…)

Лесные хоромы

Сказка

М. Михайлов

Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.

Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.

Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюет, ни дождик не замочит».

И стала тут муха жить. Живет день, живет другой. И вылетать не надо: крошек еще всех не переела.

Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:

— Кто в хоромах? Кто в высоких?

— Я, муха- громотуха, а ты кто?

— А я комар-пискун. Пусти в гости!

— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут. Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:

— Кто в хоромах?

Те отвечают:

— Двое нас: муха- громотуха да комар-пискун, а ты кто?

— А я оса-пеструха. Будет мне место?

— Места-то будет, да как в дверь пройдешь?

— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.

— Ну, добро пожаловать!

Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:

— Кто в хоромах? Кто в высоких?

— Муха- громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?

— А я слепень- жигун.

— Зачем?

— Да к вам побывать.

— Милости просим! Да пролезешь ли?

— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.

Пролез и слепень в кузовок.

Пошли у них разговоры.

Муха говорит:

— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведет род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!

— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!

— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.

— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.

— А у меня и тоньше, и звонче! — пискнул комар.

И пошли они перекоряться.

Только слышат, опять кто-то у дверки возится.

— Кто там? — спрашивают.

Никто не отзывается.

— Кто у терема? Кто у высокого?

Опять ответа нет.

— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень- жигун.

Сверху не отвечают.

— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.

— Я первая не полечу, я всех знатнее, — говорит муха.

— Я первый не полечу, я всех голосистее, — говорит комар.

— Я первая не полечу, я всех наряднее, — говорит оса.

— Я первый не полечу, я всех сильнее, — говорит слепень.

И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет.

Вдруг в хоромах стало будто темнее.

— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.

— Да ведь это, никак, паук свою сеть заплел, — сказал комар.

— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест еще сеть некрепка, прорвемся.

— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!

— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!

— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!

— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!

И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило.

Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.

 Беседа (сравнение сказки М. Михайлова с русской народной сказкой «Теремок»):

— Понравилась ли тебе сказка «Лесные хоромы»?

-Есть ли непонятные слова?

— На какую народную русскую сказку она похожа?

— Объясни, что означают слова хоромы, кузовок.

— Вспомни, как начинается сказка писателя Михайлова. А как начинается народная сказка?

— Кто поселился в кузовке? Почему все герои попали в паутину?

Рассмотреть иллюстрации (ниже). К сожалению, у нас нет такой книги, можешь сделать самостоятельно? Давай подберем материалы, подумаешь, что бы ты хотел(а)изобразить, какие иллюстрации к сказке и нарисуешь. Потом я помогу скрепить страницы так, чтобы получилась книга.             

 А теперь можно и театр посмотреть: