Главная » Вместе на дистанте! » Советы логопеда. Говорим правильно

 Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.

Логопедические распевки для детей – это упражнения, что не только позволят детям научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Все логопедические попевки направлены на выработку четкой речи у детей, на автоматизацию звуков.

Зайка

Кузнечик цыка-цык

Музыкальная голосилка

Песня ослика Иа

Лошадки - Лошадки

Часы

Трубач

А мы скажем

Песок С,Ц

Песня волка

С - Гуси 

 Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.

Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения.

Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Развитие дыхания

Дыхательные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, вырабатывают привычку делать вдохи и выдохи правильно,а также их ритмичность.Данные упражнения можно проводить в раных видах деятельности. Фото и видео этих упражнений.

Забавные дыхательные упражнения

Для детей Группы Умка, а может и для других:

Вы еще ничего не знаете о звуке [Ж], тогда скорее открывайте презентацию. Будем знакомиться со звуком, и выполнять интересные задания.

Мы со звуками играем.

Место звука выделяем.

Что бы он звучал легко,

Мы должны поймать его.

Продолжаем знакомство со звуками [Д] и [Дь] 

С целью автоматизации поставленного звука[Р] рекомендуем прочитать и побеседовать по содержанию рассказа с помощью мнемотаблицы.

Продолжать учить ребенка в самостоятельном и последовательном пересказе, контроле за правильном проговаривании звука[Р]  

Стихи для автоматизации звука [Р], дифференциации звуков [Р]-[Л] 

Автоматизация звуков

Вы ребята не скучайте,

Звуки наши повторяйте!

В лабиринте их найдите,

И все четко закрепите! 

В пособиях Комарова Л. А. предлагается система упражнений по автоматизации звуков «С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ» у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Пособия включают следующие разделы:

· Артикуляционная гимнастика

· Игры со звуками

· Формирование лексико-грамматического строя

· Развитие связной речи

· Игровые ситуации с буквами

· Развитие мелкой моторики 

Звук Р.
Звук РЬ.
Звук С.
Звук Ц.
Звук Ч-Щ.
Звук Ш

Звук Ж 

Звук Ль

Звук Л

Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи.

Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка.

Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки.

Ниже приведена картотека фонематических потешек,  которые можно заучивать с детьми, как в свободное время, так и по дороге в детский сад или обратно.

Это несомненно принесет пользу ребенку, развитию его речи!