Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если ребенок занимается с логопедом, но иногда, достаточно бывает проконсультироваться со специалистом и позаниматься с ребенком самостоятельно.
Логопедические распевки для детей – это упражнения, что не только позволят детям научиться слушать свой голос и управлять им, но и улучшат произношение отдельных звуков. Все логопедические попевки направлены на выработку четкой речи у детей, на автоматизацию звуков.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения.
Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Дыхательные упражнения развивают дыхательную мускулатуру, вырабатывают привычку делать вдохи и выдохи правильно,а также их ритмичность.Данные упражнения можно проводить в раных видах деятельности. Фото и видео этих упражнений.
Забавные дыхательные упражнения
Для детей Группы Умка, а может и для других:
Вы еще ничего не знаете о звуке [Ж], тогда скорее открывайте презентацию. Будем знакомиться со звуком, и выполнять интересные задания.
Мы со звуками играем.
Место звука выделяем.
Что бы он звучал легко,
Мы должны поймать его.
Продолжаем знакомство со звуками [Д] и [Дь]
С целью автоматизации поставленного звука[Р] рекомендуем прочитать и побеседовать по содержанию рассказа с помощью мнемотаблицы.
Стихи для автоматизации звука [Р], дифференциации звуков [Р]-[Л]
Автоматизация звуков
Вы ребята не скучайте,
Звуки наши повторяйте!
В лабиринте их найдите,
И все четко закрепите!
В пособиях Комарова Л. А. предлагается система упражнений по автоматизации звуков «С, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ» у дошкольников 4-7 лет, которая превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Вместе с автоматизацией у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.
Пособия включают следующие разделы:
· Артикуляционная гимнастика
· Игры со звуками
· Формирование лексико-грамматического строя
· Развитие связной речи
· Игровые ситуации с буквами
· Развитие мелкой моторики
Звук Р.
Звук РЬ.
Звук С.
Звук Ц.
Звук Ч-Щ.
Звук Ш
Процесс развития речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от степени сформированности у них фонематического слуха, т. е. способности различать сходные звуки и правильно употреблять их в своей речи.
Недостаточная же сформированность слухового восприятия может стать причиной неправильного произношения как отдельных звуков, так и целых слов я даже фраз. Хорошо развитый фонематический слух жизненно необходим при подготовке детей к обучению грамоте и является важнейшим условием усвоениями грамматического строя русского языка.
Эффективной формой работы, способствующей развитию речевого слуха, являются фонематические пятиминутки.
Ниже приведена картотека фонематических потешек, которые можно заучивать с детьми, как в свободное время, так и по дороге в детский сад или обратно.
Это несомненно принесет пользу ребенку, развитию его речи!
Фотогалерея